Политика открытости

АО "ОЭК" поддерживает прочные отношения со своими потребителями, число которых постоянно растёт

Новости

Консолидация электросетей подстегнет рост энергоцен


 

Обсуждение разработанного Минэнерго проекта постановления правительства о консолидации объектов электросетевого хозяйства страны не сняло претензии к документу со стороны промышленных потребителей энергии. В проекте прямо указывается, что консолидация может в некоторых случаях осуществляться за счет дополнительного роста тарифа, который может превысить инфляцию, несмотря на запрет правительства (см. "НГ" от 22.06.20). Причем каким будет этот рост, нарушающий установленные ограничения, в проекте никак не ограничено, а значит, он может оказаться неконтролируемым. Потребители обеспокоены, что из тарифных источников предлагается финансировать и другие крупные проекты, в частности программу цифровизации "Россетей".

 

Одна из дискуссий по проекту консолидации была организована комитетом Госдумы по энергетике на прошлой неделе. "НГ" ознакомилась с тезисами выступавших. Так, в Минэнерго подчеркнули, что консолидация может проводиться с повышением тарифа только в отношении объектов, которые ранее не участвовали в тарифном регулировании (например, бесхозные сети), и соответственно потребители не платили за их содержание. Во всех иных случаях проекты консолидации будут оплачиваться из нетарифных источников.

 

Вопросы тем не менее остаются. Например, каким должен быть "срок давности", в течение которого объект не находился под регулированием? Непонятно, как будет оцениваться необходимость включения расходов на консолидацию в инвестпрограммы, их целесообразность, критерии эффективности сетевых организаций - соответствующих проектов приказов еще нет, оценить последствия будущих решений невозможно.

 

Что касается включения расходов в тариф, то проект содержит ограничения только по типу объектов: как будет рассчитываться их стоимость, на сколько может вырасти тариф - об этом тоже ничего не говорится. По сути, в проекте закладывается возможность роста одноставочного котлового тарифа с неограниченным превышением темпов, установленных прогнозом социально-экономического развития РФ. Это противоречит ранее принятым решениям по сдерживанию роста тарифов и фактически может привести к неконтролируемому их росту.

 

С точки зрения энергопотребителей, эффект от консолидации должен выражаться в снижении сетевых тарифов и конечных цен на электроэнергию. Между тем нынешний проект неизбежно приведет к росту расходов потребителей, которые и без того вынуждены оплачивать электроэнергию по повышенным расценкам, снижающим их конкурентоспособность. В 2016-2019 годах промышленное электропотребление на рынке мощности снизилось на 2% из-за роста всевозможных нерыночных надбавок. Пандемия коронавируса ускорила этот процесс: в апреле сокращение потребления мощности составило около 14% относительно марта 2020 года, в мае нагрузка снизилась еще на 10% по отношению к апрелю, и, по прогнозам, такая динамика сохранится и в последующих периодах, при этом рост конечной цены покупки электроэнергии по итогам года может на 6-8% превысить инфляцию. В этих условиях дополнительная нагрузка на промышленность приведет только к еще большему снижению энергопотребления.

 

При этом за счет тарифа планируется оплатить не только консолидацию, но и еще один малопонятный проект - цифровизацию сетей (см. "НГ" от 23.06.20). Предполагается, что она обеспечит создание системы интеллектуального учета энергопотребления, ускорение технологического присоединения, телемеханизацию подстанций. Однако если собирать на это деньги в тарифе, то одни потребители будут вынуждены платить за других и за повышение операционной эффективности в сетях, что было бы не совсем правильно. Отмечается, что интеллектуальный учет может служить основой системы управления спросом, но зачем тогда правительство одобрило создание агрегаторов спроса? У сетевых организаций есть альтернатива увеличению тарифа - самостоятельно привлекать инвестиционный ресурс и вернуть инвестиции с прибылью за счет увеличения полезного отпуска и сокращения операционных расходов. Но готовности пойти на это не наблюдается.

 

Сетевой монополии не нужны дополнительные средства для консолидации сетей в тарифах, считает начальник департамента развития розничного рынка и сетей ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Жихарев. "23 млрд руб. дивидендов за прошлый год - это не что иное, как экономия инвестиционных и операционных расходов. Часть их можно было направить на консолидацию, это избавило бы экономику от дополнительной тарифной нагрузки и полностью соответствовало бы правительственному поручению об источниках средств для консолидации", - подчеркнул он.

 

"Особенно странно выглядит включение в тарифы потребителей затрат на покупку сетей, построенных ранее за счет бюджета, - отметил Валерий Жихарев.

 

- Мало того, что возникает риск роста сетевых тарифов выше прогнозных темпов, вдобавок экономика дважды профинансирует затраты на эти объекты - сначала оплатит их создание через налоги, а затем в составе утвержденных тарифов на передачу электрической энергии. Одним из наиболее наглядных примеров может служить возможная консолидация электросетевой инфраструктуры к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, созданной за счет бюджетных вливаний в размере более 11 млрд руб.".

 

Эффект от консолидации электросетей должен выражаться в снижении тарифов и конечных цен на электроэнергию.

 

Источник: Независимая газета, Москва

 

© 2024 АО «ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»